Проблема определения ценности экономической информации

  • Дата публикации: 01.01.2015

В современном мире информация все больше становится важнейшим объектом потребления. Более того, в последнее время информация достаточно активно превращается из вспомогательного фактора производства в фактор, который существенно влияет на развитие экономики. Особенно важно это во время определенных трансформационных изменений, когда своевременность полученных данных и их достоверность предопределяют позитивное влияние на дальнейшее развитие новых экономических отношений. Это обусловлено тем, что управление хозяйственной деятельностью нуждается прогнозирования рыночных процессов, анализа отклонений от плановых показателей, приобретение научно-технической информации и тому подобное.

Именно благодаря информации образуется постоянная регулятивная связь между разными субъектами ведения хозяйства, которая способствует более эффективному использованию ресурсов, развитию экономических отношений. То есть информация охватывает все сферы деятельности, сопровождает все процессы, которые происходят как в пределах определенных экономических взаимоотношений, так и в жизни общества в целом, превращаясь в условиях рынка в один из основных видов товара. Но, невзирая на то, что информация становится объектом купли-продажи, возникают многие вопросы относительно особенности информации как товара. Иначе говоря, достаточно важным является ответ на вопрос относительно стоимостной оценки информации, которая, в свою очередь, безусловно, коррелирует с согласованностью движения финансовых потоков разных субъектов ведения хозяйства.

Следует также учитывать, что, в отличие от материальных благ, информация не уничтожается в процессе потребления. Она может использоваться неоднократно, порождая при этом разные влияния относительно принятых решений касательно постоянного движения разнообразных финансовых потоков. К тому же информационное неравенство порождает значительные расходы на осуществление соглашений, то есть расходы на поиск информации о ценах, контрагентов и так далее. Следовательно, стоит учитывать, что чем сложнее процесс получения необходимой информации, тем тяжелее установить и уровень расходов. Поэтому сложной является проблема определения точной оценки расходов на получение нужной информации, не говоря уже об их оптимальном значении с точки зрения влияния на соответствующие финансовые потоки. Однако, например, в производстве материальных продуктов существует стойкая зависимость между расходами и выпуском. Но с информацией дело стоит иначе: заданность одного параметра не ведет к определенности другого. Не все данные можно считать информацией, а тем больше экономической информацией.

Да, по мнению К. Ерроу, информация - это понятие, которое прямо противоположное термину "неопределенность". То есть под информацией следует понимать то, что уменьшает неопределенность знания о чем-либо, то, что способствует уменьшению неопределенности при выборе решения, обеспечивает существование и функционирование любой системы в окружающем мире и тому подобное. Впрочем, мера уменьшения неопределенности характеризует количество информации, которое, однако, не учитывает ценность информации, что и ограничивает ее применимость в экономических целях. К тому же необходимо вновь подчеркнуть, что экономическая информация несколько отличается от информации вообще, потому что с экономической точки зрения под информацией, прежде всего можно понимать стоимостные показатели товара (ресурса) или некоторого экономического процесса, которые отображаются в соответствующей цене.

Таким образом, под экономической информацией следует понимать какую-то конкретную совокупность информационных образов, которые отождествляют отдельные стоимостные характеристики и помогают уменьшить неопределенность в случае осуществления некоторой экономической деятельности. Такое предположение является достаточно обоснованным, потому что в экономике, которая основана на товарно-денежном обмене, любая эмпирическая информация в конечном итоге отображается в ценах.

Таким образом, под экономической информацией следует понимать определенную совокупность информационных образов, которые отождествляют отдельные стоимостные характеристики и помогают уменьшить неопределенность в случае осуществления некоторой экономической деятельности. Такое предположение является достаточно обоснованным, потому что в экономике, основанной на товарно-денежном обмене, любая эмпирическая информация в конечном итоге отображается в ценах.